Японский Сад камней.


Камни учили меня молчанию.
Камни учили меня терпению.
Камни учили меня спокойствию.
Камни учили меня созерцанию.
Камни учили меня бесконечности мироздания.
настоятель дзенского монастыря.
Отправной точкой формирования сада камней является положение дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствует обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Сады должны располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Основным композиционным принципом, так называемым принципом неопределённости сада камней (или сада дзен), является создание гармонического равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой.
К камню в японской культуре сложилось особое отношение. Японцы не равнодушны к камням. Основой любого японского сада являются камни. Для своих парков японцы привозят камни даже из других стран. Можно сказать, что в Японии существует культ камня: найдя интересный камень, его бережно несут или везут домой и укладывают у своего дома или террасы. Японцы считают, что божества любят жить в камнях, поэтому жилище богов должно быть совершенным идеальным и гармоничным. Таким, чтобы боги были счастливы. Ну а когда бог сада счастлив, то и в доме простого человека достаток и гармония.
Японцы, в отличие от европейцев, считают, что высшим творением природы является не человек, а камень, и следовательно, через камень можно передать всю информацию о мире. По идее любой японский сад - это сад камней, так как камень был и остаётся основным элементом при его создании, а с развитием и распространением учения дзен его роль в создании облика сада усилилась ещё больше. Призывая понять истину через созерцание, медитацию, заставляя работать воображение, дзенские сады приобретают всё более упрощённый вид, доведённый до абсолютного символизма, где камень может оставаться единственным средством передачи красоты и величия природы.
Парки и сады Японии отражают многие стороны национального характера и рассчитаны не на внешнее подчёркивание различных элементов природы, а на побуждение человека к созерцанию.
Согласно дзэн, внешнее малосущественно, главное находится внутри. Таким образом, главная цель архитектуры садов и парков Японии - вызывать у человека ощущение красоты в обычном, простом, каждодневном. Аскетизм дзэн основывается на уважении к природе. Причём это не подавление личности, а отсутствие эгоизма в отношении с миром природы. Аскетизм дзэн — это простота, умеренность, мужественность, его путь — интуитивное постижение родства с миром природы во всех его проявлениях. Внутренняя суть природы подобна сути человека и понять её логически невозможно. Интуитивное постижение истины возможно только при просветлении. Образ-символ помогает поэтическому способу мышления дзэн интуитивно постичь истину. Такой способ мышления определил структуру японских садов, которые в этот период стали лаконичным и концентрированным выражением мироздания. Эстетическая ценность растений, камней, песка и воды а является второстепенной по сравнению с тем, что они символизируют.
Японская традиция создания "эзотерических" садов, ставших впоследствии идеальными источниками медитативной релаксации, ведёт свой отсчёт примерно с 10-12 века нашей эры и достигает своей вершины уже к 14-16 векам.
Японский сад камней - уникальное сооружение. Основная площадь его засыпана песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке разбросаны группы неотёсанных камней. Но беспорядок этот кажущийся. Расположение групп и композиция камней в группах подчиняются правилам, исходящих из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три (в соответствии с буддийской триадой).
Сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, усиливает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы как умение видеть прелесть обычного и изящество простоты. Камни воспринимаются как скульптура, и только их пластическая выразительность, пропорции, соотношение объёмов, размещение в пространстве формируют эстетические качества сада. Всё, что окружает их - галька, растения, садовые скульптуры - выполняет роль фона, который только подчёркивает красоту и уникальность камней. Фон, в отличие от основного содержания, можно варьировать: вместо гальки насыпать песок, а скульптурный объём создать с помощью кустарников, особо подобранных по форме и цвету листвы.
Песок, галька, гравий нужны в саду дзен для того, чтобы заменить воду. Вода с помощью бамбуковых грабель изображается параллельными волнистыми линиями или концентрическими кругами на сыпучем материале. Камень, упавший в воду, оставляет после себя концентрические круги на её поверхности, и это застывшее движение воды можно увидеть практически в любом саду, где используется техника сухого пейзажа. Задача посетителя: не просто увидеть застывшую картину, сосредоточиться, заставить своё сознание создать реальный зрительный образ, но и действительно увидеть и медленно погружающийся в воду камень, и плавно расходящиеся концентрические волны. По учению Дзен, мир таков, каким его создаёт наше сознание.
Классический сад камней
В саду камней Рю-Эндзи странное одиночество я испытал.
В храмовой лавке сувениров на память о чуде я не купил.
Во всём себе отказал.
Отсюда я с собой ничего не возьму.
Знать надо меру во всём.
Е. Зяблов
Сад камней монастыря Реандзи (RyoanJi) в Киото, Япония.
Одним из самых популярных является сад камней монастыря Реандзи (Рюондзю) в Киото, созданный в конце XV - начале XVI века. неизвестным мастером - один из самых знаменитых и загадочных архитектурных комплексов этого рода ежегодно посещаемый сотнями тысяч туристов. Он представляет собой небольшую прямоугольную площадку (около 23×9 м), расположенную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны сад ограждён невысокой глинобитной стеной, за которой поднимаются зелёные кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположены группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчёсана» специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. Полностью наблюдать все камни можно, только воспарив в воздухе над садом и посмотрев на него сверху. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления».Визуально сад напоминает морские волны, омывающие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвышаются вершины горных пиков. Зритель сам в зависимости от внутреннего состояния, направленности воображения может создать любой образ, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии.
Сутэ-иси - искусство расстановки камней - считалось главным в работе художника сада. Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и другим его элементам.
В отличие от своих западных коллег, японские садоводы изначально руководствовались не отвлечёнными соображениями об идеальном саде, а вполне чётко очерченными концепциями дзен-буддизма, хорошо известного своим пристальным вниманием к человеческой психике. Притом, что общие принципы построения японского сада давно и хорошо изучены специалистами, механизм их непревзойдённого психотерапевтического воздействия до сих пор оставался загадкой.
Действительно, композиция всегда составляется из нечётного количества камней: "три-два-два" или "два-три-два". Группы камней всегда образуют как минимум один треугольник (по аналогии с триадой божеств в буддистском храме). Если треугольников больше, то они всегда имеют общую вершину. Как правило, эта вершина является жемчужиной композиции. Вроде всё понятно. Но медитации здесь причём?
Загадку, похоже, удалось разгадать группе исследователей из Киото — древней столицы феодальной Японии. Компьютерному анализу был подвергнут сад камней Храма Рюондзю в Киото. Специалисты пытались выяснить, почему он производит столь умиротворяющее воздействие на посетителей, приходящих сюда.
Гипотезы относительно смысла, вложенного архитектором в своё творение, высказывались самые разные. Кто-то полагал, что абстрактный рисунок должен изображать тигрицу, переплывающую море со своими детёнышами. Кому-то виделись китайские иероглифы, означающие слово "сердце".
В этот раз учёные, вооружённые мощным компьютером, кажется, расставили всё по своим местам. Проанализировав расположение камней, машина обнаружила, что внешне хаотичная мозаика каменных глыб образует рисунок... кроны дерева. Рисунок этот не виден глазу, но прекрасно воздействует на подсознание, вызывая ощущение единения с природой. Но лишь при условии, что наблюдатель смотрит на сад с нужной точки.
Для того чтобы проверить свою догадку, исследователи пытались произвольным образом изменять положение камней, но каждый раз видели, что чётко выверенный рисунок дерева неизменно разрушался.
По мнению Герта Ван Тондера (Gert Van Tonder), Майкла Лайонза (Michael Lyons) и Йосимити Эидзима (Yoshimichi Ejima), занимавшихся исследованием сада, именно этот скрытый от неподготовленного глаза рисунок является главной причиной необычного целительного эффекта, оказываемого творением неизвестного мастера на психику современного человека.
А это пример "мокрого" японского сада камней, где присутствует вода.....:  С 5-6 веков нашей эры под влиянием буддизма японские мокрые сады стали символическим выражением буддийской Вселенной. Центром её считалась гора Сумэру, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда, повторявшего священное озеро Мунэцуноти.
Камни в пруду изображали девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа. В садовом искусстве Японии главными элементами всегда были вода и камни.
Вода - символ отрицательной, женской, тёмной, мягкой силы инь, а камни - светлой, мужской, положительной, твёрдой силы ян. Их вечное противостояние и неразрывное единство являются основой существования мира.
Завораживающие своей неподвижной красотой сады камней и мхов стали для нас не только одной из визитных карточек Японии, но и превратились в некое модное увлечение для европейского человека. Русская душа, исторически впитавшая любовь к природному величию, чувствует нечто родное в этой каменной гавани спокойствия. Тем более в наш стремительный век людям так не хватает простой мудрости и ощущения стабильности внутри себя.
В саду, где раскрылись ирисы,
Беседовать с старым другом своим,
Какая награда путнику!...
Мацуо Басё
http://nechto.fryazino.net/html/vse-obo-vsem/yaponskiy-sad-kamney.html
Related Posts with Thumbnails